понедельник, 11 апреля 2011 г.

"КОВАРСТВО" И "ОПАСНОСТИ" МЕДИТАЦИИ




В книге «Рай там, где ты сейчас», некоторые из ее глав посвящены медитации. Но не каким-либо конкретным психопрактикам, а тому, как могут, например, относится к медитациям некоторые люди. Какие предубеждения и шаблонные представления существуют в людских головах по этому поводу.



Кроме статьи «Коварство» и «опасности» медитации», в блоге также уже выставлены следующие тексты:

Кое-что о духовности, о нищете и богатстве
Игры, деньги и медитация
По чем нынче «Просветление»?
Медитация, как «отстой» для неудачников?

 «КОВАРСТВО» И «ОПАСНОСТИ» МЕДИТАЦИИ


Технические приемы исполнения медитации могут быть различны. Разные могут быть и цели, которые на осознанном уровне ставят перед собой люди, решившие начать занятия медитацией. Человек может искренне полагать, что он стремится, например, к Просветлению.
Кто-то другой надеется с помощью медитации улучшить свое здоровье. Для кого-то еще, такой заветной целью может быть, например, карьерный рост и достижение материального благополучия. Все это, так. И регулярные занятия медитацией приведут step by step человека к тому, о чем он мечтает Это обязательно произойдет!
.
Но, наверняка, в его жизни произойдет еще нечто. Произойдет то, к чему на осознанном уровне человек не стремился и о чем он даже не задумывался.
Постепенно через свой новый опыт, он, поначалу, начнет ощущать, а затем осознает и примет то, что его прежние представления о жизни, по сути, ничего общего с самой жизнью не имеют.
Для жизни конкретного человека, момент такого, наступившего осознания, является, в буквальном смысле, ключевым. Все его привычные «ориентиры» и прежние жизненные ценности начинают представляться человеку бессмысленными и нелепыми.
В растерянности он недоумевает тому, что прежде, большую часть своей жизни он принимал миражи за «настоящую» реальность своего бытия. Мысленно оглядываясь вокруг, человек вдруг замечает, что давно уже катится по инерции.
И живет он без любви не с той семьей. И занят он, вовсе, не тем делом, к которому изначально имел призвание. Абсурдность всего, происходившего до сих пор с ним в жизни, открывается человеку, настолько очевидно, что это новое состояние вызывает чувство боли и страха. Человек в таком состоянии просто не знает, как ему жить дальше.
Прежде он, например, стремился сделать карьеру. А теперь он чувствует и понимает, что лично ему она, совершенно не нужна. Не стоит заветная «должность начальника» того, чтоб сутками напролет «горбатиться» на работе и расталкивать локтями сослуживцев, чтоб пройдя по их головам, получить в результате, вожделенное «руководящее кресло».
 И человек с тоской вспоминает, как давно он уже не был в отпуске или просто на рыбалке и думает о том, что настоящих друзей он растерял и сам уже давно превратился в отъявленную сволочь. А, ради чего, все это? Неизвестно!
Неважно, о чем конкретно думает человек в таком состоянии. Вопрос в другом. К каким выводам он приходит в результате таких размышлений? Здесь, как правило, начинают реализовываться несколько типичных «сценариев».
Сценарий первый: человек пугается того, что от занятий медитацией у него уже «срывает крышу». Он бросает свои занятия и стремится поскорее забыть пережитые ощущения и постепенно все в его жизни возвращается «на круги своя».
Сценарий второй: человек решает круто изменить свою жизнь. Он бросает прежнюю семью или работу. Становится, например, вегетарианцем или завзятым поборником духовного просвещения. Кто-то даже отправляется жить в монастырь или уезжает в Индию, чтоб поселиться там в каком-то ашраме.
Предвижу чье-то недоумение. Ну, вот! Здравствуйте, «бабушка приехала»! Так, вероятно, может подумать кто-то. Столько, мол, было слов о преимуществах и практической пользе медитации, а, в результате, получается какой-то «ужастик». Выходит, правду люди говорят, что от таких восточных «штучек» у нормального человека «крышу срывает».
Разговор у нас с вами честный. Поэтому я не собираюсь умалчивать о том, что может ожидать человека, регулярно практикующего медитации. Иное дело, что речь я веду не о подстерегающих вас опасностях, а о том, как важно не делать на скорую руку «выводы» и не стремиться «оценивать результаты».
Да, за счет расширяющегося с помощью медитаций мышления, человек начинает иначе воспринимать самого себя и окружающий мир. Но его логика все еще действует по привычному «шаблону». Она, словно школьный учитель, по-прежнему, выставляет свои «оценки». Правда, теперь «критерии» таких оценок изменились, и логика без труда приспособилась к такой ситуации.
Поведение логики здесь схоже с тем, как вели себя карьеристы-коммунисты. Во времена СССР они завзято кричали: «Слава КПСС»! Пришли другие времена, и теперь эти люди «горой стоят» за демократию. Надеюсь, с этим все ясно. Задача таких приспособленцев в любых условиях оставить «при должности».
В определенном смысле, вся ваша логика и Ваше «здравомыслие» – это тот же «приспособленец», цепляющийся за власть. В данном случае – за власть над вами!
Вы теперь, к примеру, полагаете, что прежняя жизнь была миражом?
Прекрасно! Логика лукаво вам аплодирует. И она уже самоуверенно изготовилась возглавить ваш «великий поход к новой жизни». Только, вот, далеко ли, вы уйдете под ее руководством? Понимаю, что эти мои слова, скорее всего, вызовут больше вопросов, чем ответов. Вероятно, что первым таким вопросом является «вечный» для славянина вопрос: «А, что делать»?
Мой простой ответ на него состоит в том, чтоб, как минимум, не дергаться а жить, как прежде и продолжать медитировать. Незачем вам переворачивать вверх тормашками свою жизнь. Глупо, например, отказываться от блестящей карьеры, тем более, если она сама плывет вам в руки.
А в том, что касается, например, «новой» жизни в монастыре или в индийском ашраме? Можно, не сжигая за собой мосты, отправиться туда. Но не навсегда, а, скажем, съездить во время отпуска. Возможно, в таком случае, Вы, скорее всего, на собственном опыте убедитесь в правоте слов о том, что хорошо там, где нас нет.
 Мой, например, опыт таких поездок свидетельствует о том, что, в определенном смысле, что монастыри, что ашрамы, во многом схожи с обычными госучреждениями. Та же иерархия, тот же карьеризм и борьба за власть.
Разве, что все это не выпячивается так, как, например, в мэрии вашего города, а происходит более скрытно и потаенно. И, по сути, ничего удивительного в этом нет. Можно, оказывается, носить рясу, сутану или оранжевые одеяния буддийского монаха, но оставаться при этом ограниченным догматиком или «послушной овцой».
Надеюсь, вам понятно, что у меня нет «готового и правильного» рецепта о том, «что делать»! Моя личная экзистенция состоит в том, чтоб слушать себя, давая событиям происходить и step by step вырабатывать у себя позицию «наблюдателя», который присутствует при всем, что происходит и реагирует спонтанно на все события и возникающие жизненные обстоятельства, не давая им оценки и не делая выводов. И медитация для этого является, наилучшим средством.



Комментариев нет:

Отправить комментарий