Приехав на этот раз в новый
монастырь и передав его настоятелю рекомендации из того другого монастыря, в
котором я некоторое время жил два года тому назад, я также вручил ему конверт с
деньгами, пояснив, что это мои пожертвования на храм. В результате, благословление
и разрешение находиться здесь, было получено. А, кроме того, нашлась для меня и
свободная келья, чтобы я жил в ней сам. И затем, уже лежа на узкой койке и
отдыхая после утомительной дороги, я думал о том, что и тут в монастыре, как и «в
миру», тоже действуют некоторые свои «неписанные» правила.
И здесь тоже существует своя
своеобразная протекция. Да и деньги тоже дают возможность устроиться в
монастыре в гораздо более комфортных условиях, чем живут здесь многие из других
его обитателей. Впрочем, а кто я, спрашивается, такой, чтобы по этому поводу
посмеиваться в душе? К тому же, как известно, со своим уставом в чужой
монастырь не входят. Тем более что здесь я гость посторонний и временный. И
поэтому вообще, а какое мне дело до того, что отношения между священнослужителями
в монастыре, во многом схожи с тем, что происходит практически в любом другом
закрытом профессиональном сообществе? Что здесь, что там есть и свое
чинопочитание, есть карьеризм, есть зависть к чужому успеху. Это, как
говориться, с одной стороны. Но зато, с другой стороны, есть там конечно, немало
людей, которые самоотверженно и добросовестно несут службу, с честью и с
достоинством.
Опять же, этот конкретно
монастырь, для меня не первый, в котором я живу. Так что все, о чем я сейчас
думаю, никаким «открытием» для меня не является. И, имея возможность сравнивать и сопоставлять
то, что происходит в скрытой для прихожан и паломников жизни в христианских
монастырях и, например, в восточных ашрамах, я давно уже перестал удивляться
тому, как по своей сути они между собой похожи. И это, не смотря на то, что
внешние отличия их обрядов и ритуалов и даже одежды и манеры поведения
священнослужителей, разительно отличаются друг от друга. Во всяком случае, так
кажется на первый взгляд, оказавшемуся там человеку.
Поэтому, по мере накопления
опыта таких наблюдений и сравнений, начинаешь уже совершенно иначе воспринимать
высказывания древних мудрецов о том, что многочисленные социальные,
профессиональные и даже половые различия между людьми, являются условными и
относительными. Ведь мы, образно говоря, только «в последнюю очередь» инженеры
или бизнесмены, космонавты или сантехники, мужчины или женщины. Это то, что, вроде
бы, нас разделяет. А, вот, по глубинной и объединяющей сути, все мы люди! И,
если нам, предположим, больно и одиноко, то из-за этого одинаково переживает и
плачет, как богач, так и бедняк. И, вне зависимости от образования и от
профессии, все мы одинаково нуждаемся в любви, в понимании, в душевной теплоте
и в соучастии.
И меня, например,
периодическое посещение различных монастырей и ашрамов, давно уже привело к
тому, что к высказываниям древних мудрецов по этому поводу я, вовсе, не
отношусь, как к «абстрактным и теоретическим нравоучениям». Впрочем, то что я
до этого, скажем так, «дошел и додумался», оказалось важным, но, отнюдь, не
главным результатом моих экспедиций. А наиболее значительными являются для меня
замечательные впечатления радости и удовольствия от знакомства с некоторыми из
очень необычных и, по-своему, удивительных людей, с которыми мне там доводилось
иногда встречаться.
Я, вполне допускаю, что
лично вам, возможно, никогда даже не приходила в голову «абсурдная и нелепая»
мысль о том, чтобы отправиться в монастырь или в ашрам для того, чтобы получить
там радость и удовольствие. Но, разве из-за того, что вы до сих пор об этом не
задумывались, этого, якобы, не может быть «никогда»?
Продолжение
данной публикации уже через некоторое время будет нами размещено здесь же в
блоге, а также «В Контакте» в нашей группе https://vk.com/club73862586
Комментариев нет:
Отправить комментарий