воскресенье, 28 августа 2011 г.

ХОСЕ СИЛЬВА - МАСТЕР, СТАВШИЙ ЛЕГЕНДОЙ


Данная публикация относится к тематической рубрике «РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ МЫШЛЕНИЯ ПО МЕТОДУ Х.СИЛЬВА», которая, в свою очередь, является одной из составных частей информационного онлайн проекта «НАКАНУНЕ ПЕРЕМЕН»


Возникновение эффекта «замыленного глаза» является характерным для практически любой профессиональной деятельности человека. И это не удивительно, ведь человек, приобретая и осваивая, например, специальность педагога, врача или психолога, усваивает взгляды и представления о специфических особенностях своей будущей профессии, которые доминируют в его корпоративной среде.
Так, например, в том, что касается школьного или институтского образования, то здесь основой успешной учебы принято считать концентрацию внимания, усидчивость и прилежание. Поэтому учителя бдительно следят за тем, чтоб во время уроков их ученики не отвлекались и старательно запоминали все то, что им преподается. И даже не профессиональному педагогу, а и родителям самих учеников, такие методики обучения представляются, вполне правильными и эффективными. Ведь именно так в свое время и их тоже «учили учиться».

Тогда, в чем, спрашивается, проявляется здесь тот эффект «замыленного глаза», с которого мы начали разговор? Я постараюсь Вам это показать на примере Хосе Сильва, автора феноменального метода развития самоконтроля мышления, преподавание которого сейчас ведется в 130 странах мира, где обучение на семинарах по методу Сильва уже успешно прошли более 30 миллионов человек.

При этом я, в первую очередь, хочу обратить Ваше внимание на то, что сам автор метода не является ни дипломированным педагогом, ни психологом. Более того, его жизнь в детстве сложилась так, что он вообще не получил, так называемого «классического образования, а был, как говорится, самоучкой!
Причем, как признавался впоследствии сам Хосе Сильва, ему долгое время даже в голову не приходило то, к чему, по прошествии многих лет, приведут его «доморощенные» опыты и эксперименты, которые он, как говорится, на свой страх и риск, вынужден был проводить со своими собственными детьми. Успешно осваивать программу школьного обучения детям Хосе Сильва, поначалу, никак не удавалось. И он, как любящий отец, хотел сделать все, чтоб исправить это положение.
Но сложность в решении такой задачи для Хосе Сильва состояла в том, что у него самого не было личного опыта регулярной учебы в школе. И это, как раз, счастливым образом, позволило ему не оказаться «заложником» традиционных педагогических постулатов.

И я могу, например, предположить то, что отсутствие «образованности», как раз и позволило Хосе Сильва не только помочь своим детям в их учебе, но и позволило ему, затем создать свой уникальный метод.

Ведь он поначалу, действительно, просто не знал того, как правильно, с точки зрения педагогической науки должен быть организован сам процесс обучения. Вместо этого, обладая врожденной феноменальной наблюдательностью и проявленной от природы интуицией, Хосе Сильва, наблюдая за учебой собственных детей, обратил внимание на то, что выпадает из поля зрения «замыленного глаза» профессионального педагога.
Ему, например, удалось увидеть, что не во время сосредоточенной и напряженной концентрации внимания, а, наоборот, в расслабленном состоянии, его дети лучше усваивали и запоминали новый материал. Также Хосе Сильва подметил, что иногда, когда он по вечерам дома повторял со своими детьми их школьные задания, то, кто-то из них, например, начинал отвлекаться, подолгу глядя в окно или что-то разрисовывая на полях тетрадки.

Очевидно, что бдительный профессиональный учитель в подобном случае призвал бы «нерадивого» ребенка к порядку и строго потребовал бы от него перестать «фантазировать и мечтать», а снова прилежно взяться за учебу.

Но Хосе Сильва интуитивно поступал иначе. Он делал вид, что не замечает такого «нарушения дисциплины» и не пытался в такие моменты застать врасплох, отвлекшихся детей, неожиданным вопросом или требованием повторить немедленно то, что он «только что сказал». Он понимал, что чувство страха ребенка перед возможным осуждением или наказанием за отвлечение от занятий, вызовет у него растерянность и это помешает ему дать верный ответ, даже в том случае, если он его знает.
Поэтому на самих занятиях подобные ситуации Хосе Сильва оставлял без внимания. Зато на следующее утро он обычно проверял, как дети усвоили вчерашний материал. И, странным образом, оказывалось, что дети могли правильно отвечать даже на те вопросы, пояснения к которым вчера они, якобы, «пропустили» по своей невнимательности или из-за того, что во время занятий они отвлекались на свои какие-то мысли и фантазии.
Пытаясь разобраться и понять то, почему это происходит, Хосе Сильва, со временем, пришел к идее о том, что специфические состояния расслабления физического тела и мышления человека, могу стать своеобразным «ключом», в том числе, и для более эффективного использования потенциальных возможностей его мозга.

По сути, первоначально, и даже не подозревая об этом, самоучка Хосе Сильва самостоятельно пришел к пониманию основ специфических состояний медитации.

Возможно, что, с точки зрения современных продвинутых любителей эзотерики, он, образно говоря, никакой «Америки» не открыл. Сейчас конечно, Вы можете прочесть о благотворном воздействии практик медитации на мышление человека  в любой из книжек по, так называемой, «популярной психологии».
Но я, в свою очередь, хочу напомнить Вам о том, что метод развития самоконтроля мышления, который впоследствии получил мировую известность, как метод Сильва, создавался в 40-60 годы прошлого века. И для того, уже далекого от нас времени, такие феноменальные догадки самоучки Хосе Сильва, были действительно, его гениальным открытием, далеко опередившим, существовавшие в то время, научные взгляды и концепции именитых психологов или специалистов в области образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий