Люди, читавшие, например, в
интернете, некоторые мои статьи и публикации об особенностях метода «Экзистенциального
реагирования», иногда, как говориться, выхватывают из текста одну или несколько
фраз. И затем, на этом «основании» они начинают высказывать свое мнение о том,
например, какая все это полная ерунда, не имеющая никакого отношения к научной
психологии. В особенности, почему-то таких критиков ЭР-метода, раздражает и
задевает то, что в программу его преподавания включены не только «сомнительные»,
с их точки зрения, эзотерические практики, но и некоторые мистические обряды и
ритуалы. А это, как они считают, уже является не просто шарлатанством, но и
откровенным мракобесием.
Таких высказываний было
особенно много еще лет восемь тому назад, когда ЭР-метод был мной только создан
и мы тогда приступили к его преподаванию. Однако уже через некоторое время
ситуация, образно говоря, «устаканилась». Но сейчас, вероятно, в связи с тем,
что мы возобновили программу индивидуального онлайн обучения по методу «Экзистенциального
реагирования», все снова начало повторяться. Впрочем, возможно, что дело не в
этом, а просто у некоторых пользователей интернета, началось, как говориться,
их очередное весеннее «обострение», которое случайно совпало с тем, что именно
в марте мы снова стали проводить свои онлайн занятия.
Тем не менее, возобновление
активности критиков ЭР-метода для нас, в некотором смысле, оказалось полезным,
как минимум, в том, чтобы сейчас более конкретно позиционировать метод «Экзистенциального
реагирования» в целом и вернуться к разговору о некоторых его специфических
особенностях.
Итак, для начала я не
собираюсь и не стану оспаривать, а наоборот, я охотно признаю и соглашусь с
тем, что, с точки зрения, например, дипломированных специалистов-психологов, не
может быть и речи о «научности» ЭР-метода. Ну, а по поводу того, насколько все
это является шарлатанством и мракобесием, то следует понимать, что
цивилизованное европейское и, в целом, западное психологическое сообщество, в
особенности, на первоначальном этапе его формирования, не располагало
достаточными знаниями, например, о древних восточных духовных традициях и
практиках. И в связи с этим, именно психологические практики и методики,
которые были разработанные европейскими специалистами, впоследствии этим же
сообществом, были объявлены и признаны, как единственно научные При этом,
создавались они в отрыве от более древнего культурно наследия. А затем, когда
психология начала себя позиционировать, как официальная наука, ее представители
уже осознанно стали игнорировать, а впоследствии они вообще объявили о не научности
и о шарлатанстве всех тех сакральных знаний, которые выходили за рамки их
собственных воззрений и представлений.
Впрочем, для меня лично,
любые «разборки» по поводу «научности или шарлатанства», совершенно не важны и
не интересны. А интересует меня, в первую очередь, эффективность и
результативность различных практик и упражнений, вне зависимости от того, кто и
что по этому поводу считает и думает. Кроме того, я, например, в принципе, не
воспринимаю нелепого, с моей точки зрения, противопоставления научной
психологии и, якобы, мракобесной эзотерики и мистики. Поэтому корневой вопрос
для меня заключается не в их противопоставлении, а в существующих между ними
сущностных различиях, которые заключаются вовсе не в том, как мы их «обзываем».
А они состоят и проявляются в том, например, что основным объектом воздействия большинства
психологических методик и практик является в первую очередь мышление человека
на его разных глубинах и уровнях. А, вот, для эзотерических практик, а также
для некоторых мистических обрядов и ритуалов, объект их сакрального воздействия
принципиально иной.
Продолжение данной публикации уже вскоре будет размещено здесь же в
блоге, а также, например, в нашей группе «В Контакте» https://vk.com/club73862586
Комментариев нет:
Отправить комментарий